Новости


Круглый стол «Казачьи культурные традиции и советская праздничная культура: проблемы взаимодействия»

31 марта в Раздорском этнографическом музее-заповеднике состоялся круглый стол «Казачьи культурные традиции и советская праздничная культура: проблемы взаимодействия».  Названная тема была выбрана не случайно, ведь это важно понимать уклад жизни донского казачества в эпоху перелома при вхождении в советскую Россию. Сейчас идет тот же процесс только наоборот. Семьдесят лет уничтожали, а теперь двадцать пять  возрождают. «А что возрождали? Да и как?» В этих вопросах разбирались участники круглого стола. Раздорский этнографический музей-заповедник впервые решил провести подобное мероприятие в рамках долгосрочного научно-просветительского и образовательного сотрудничества кафедры истории Таганрогского института имени А.П. Чехова, являющейся базовой Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН. Мероприятию предшествовал  процесс, в котором ребята изучали традиции, фольклор, праздничную культуру советского периода казачьей жизни. Помимо работы с письменными источниками, студенты опрашивали жителей своих станиц. Музей пытается уйти от старой модели и быть нее только хранителем предметов, но и стать хранителем народной памяти. 



Ведь это же замечательно, что люди старшего поколения, отвечают на вопросы, а их потомки смогут увидеть это всё и привлечь внимание к памяти предков. Трудовые процессы, знания, которые не подчеркнешь из интернета, передаваемые от отца к сыну, деда к внуку. Не в этом ли часть нашей работы. Готовясь к мероприятию и опрашивая станичников мы сами узнали много нового. Как поймать тонную белугу, вырастить виноград, что во время войны заготавливали собак и крыс амбарных. 

Почетным гостем и участником дискуссии стала Н. А. Калинина - дочь донского писателя А.В. Калинина, живо и интересно представившая магистрантам и студентам повседневность казачьих станиц в эпоху социализма. Это  Настоящая удача участие в нём  Натальи Анатольевны Калининой. Ребята смогли приобщиться к творчеству А.В. Калинина. Ведь он был ревностным хранителем устоев казачьей жизни. В его произведениях описывается период 40-60-х гг. В книгах можно найти крупицы знаний, по которым можно воссоздать уклад наших станиц в середине прошлого века. 

Материал богатейший, но неизученный, ведь в советское время изучали песенный фольклор, народные восстания Булавина и Разина, отчасти костюм, как часть материально-бытовой составляющей. К казакам в Советской России было настороженное отношение вплоть до развала СССР. 



На мероприятии обсудили историографию пролемы, также интерес вызвала тема Шермиций. Этот вид казачьих соревнований, появившийся перед революцией, включал джигитовку, рубку и владение пикой. Как и кулачные бои – это было все запрещено, но надвигающаяся Вторая Мировая заставила руководителей страны обратиться к  казакам так возникло движение Ворошиловский кавалерист. Если о Ворошиловском стрелке мы наслышаны, то о кавалерийском многие и не знали. С 1935 года казаков стали призывать в Красную армию. Появляются казачьи хоры. Так казачий хор станицы Вешенской дал 60 концертов в Москве. Благодаря таким мероприятиям срок введения в бой казачьих частей был две недели, а не три, шесть месяцев учебки. 

Важной темой дискуссии стала религиозная повседневность казачества в эпоху социализма, тема интересна тем, что еще живы люди, помнящие гонения на церковь и взорванные храмы, украшавшие наши станицы. Директор Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН д.и.н. Е.Ф. Кринко, являющийся модератором круглого стола, обозначил возможности и перспективы изучения историко-культурной среды казачества в исторических исследованиях и магистерских диссертациях.  Определяя задачи  работы перед собравшимися, он констатировал, что сегодня идет сложный, противоречивый процесс возрождения  казачества. Дон вновь становится центром общественной жизни казаков. При этом неизбежно встает вопрос о целесообразности такого процесса, требующего в новых условиях иных форм организации, чем прежде, потому, что перед страной не стоят буквально те задачи, которые казачество выполняло в прошлом. 



Отношение в обществе к этим вопросам  не однозначно, бесспорно одно - интерес огромен, особенно у молодежи. Для нее важно пересмотреть историю края, освободиться от стереотипов и догм, от мифологизации. И цель данной дискуссии заключается  в критическом осмыслении истории казачества, ее проблемных страниц, в том числе, связанные с процессом казачьего возрождения на современном этапе. Директор Раздорского этнографического  музея-заповедника Чекрыгин Е. Д. подводя итоги дискуссии, отметил, что феномен казачества является одной из специфических черт истории региона. Глубокое почитание казаками традиций предков их духовных заветов и ценностей, созвучность этих заветов запросам современной жизни: преданность воинскому долгу, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, преемственность поколений, веротерпимость и др., делает наследие донских казаков актуальным и востребованным в образовательно-культурном контенте. Не могу не отметить активное участие зав. кафедрой истории к. ист. н.  В.А. Агеевой, под руководством которой актив Центра Устной истории изложил результаты полевых исследований «Повседневность и культура Донского края». 



Во время дискуссии сотрудники музея  провели для присутствующих познавательную эмоционально окрашенную экскурсию, реконструирующую этнографичекий колорит  казачества.

По итогам работы участникам круглого стола  были выданы благодарности и сертификаты.

Возврат к списку