История

... в 14 день с полночи в 3 часу прошли городок Раздор. Полночи стояли для погоды под Раздором. Северский Донец впал в Дон с правой же стороны.


запись в путевом журнале Петра I во время 2-го «Азовского похода», в мае 1696

Раздорский этнографический музей-заповедник организован на основании замысла и при личном участии писателя Анатолия Вениаминовича Калинина. В своём письме в адрес председателя Совета Министров РСФСР Соломенцева М.С. писатель сформулировал задачу – в границах будущего музея - заповедника сосредоточить как ценнейший историко-этнографический массив среднего Дона, так и неповторимой красоты природные места с коренными землями уникального правобережного донского виноградарства. Уже в начале 80-х годов XX века А. Калинин видел, что ландшафт этих мест, и животный мир, и земля, равных которым нет на Дону, находятся под угрозой. Виноградарские земли на правобережных склонах постепенно отводятся под застройку всевозможными базами отдыха, растительность не охраняется, облик станицы и хуторов, с их уникальными градостроительными застройками – историческими жилищами донских казаков - куренями, утрачивают свой казачий характер и специфику.

Уникальность и глубокую символическую значимость территории расположения музея-заповедника придают исторические обстоятельства, связанные с зарождением Донского казачества. Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыкии).

Станица Раздорская – первая столица донского казачества. До 1622 г. здесь находился центр Войска Донского.

Из Руси и сопредельных государств «в казаки» уходили двумя основными путями по рекам Дон и Северский Донец. В дельте реки Северский Донец эти пути пересекались и именно здесь на своеобразном острове, именуемом Раздорский, первоначально и селились казаки.

Первое письменное сообщение о городке относится к августу 1571 г. и связано с проездом Доном в Константинополь русского посланника Ишеина. Грамота указывает на название и значимость городка как главного центра казаков, подчеркивает важность его географического и военно-стратегического расположения. За сотни лет течение реки изменило конфигурацию некогда большого Раздорского острова, и сегодня Дон четко вырисовывает контуры другого острова, который расположен напротив нынешней станицы Раздорской и называется Поречным. Именно здесь и располагался Раздорский городок, который в середине XVI – первой половине XVII вв. представлял собой хорошо укрепленный военный лагерь-стан. В нем жили вооруженные казаки, готовые каждую минуту по выстрелу вестовой пушки или по удару вестового колокола отразить внезапный вражеский набег.



Природные условия, сложившиеся на территории нынешней станицы Раздорской и ее окрестностей, характеризующиеся широкой Донской поймой с террасами и прилегающими устьевыми участками таких крупных притоков Дона, как Северский Донец и Сал были издревле местами постоянного обитания человека. Сочетание благоприятных природных и географических условий – перекрестком водных путей – было особенно ценно в степной зоне, поскольку обеспечивало обилие топлива в прибрежных пойменных лесах, значительные рыбные запасы, водопой для скота и концентрацию пойменных диких животных. Все это способствовало обитанию человека на территории, ныне входящей в состав музея-заповедника (станица Раздорская с соседними хуторами Пухляковский и Каныгин, прилегающие ландшафты правого и левого берегов Дона, острова Поречный и Гостевой) с древних времен. Это доказывают многочисленные материальные свидетельства, оставленные людьми (фрагменты керамики, древние орудия труда, остатки древних поселений и погребений), которые не редко встречаются в станице Раздорской и ее окрестностях.

Территория музея-заповедника включает места уникальных археологических находок. Здесь расположены археологические памятники эпохи неолита, бронзы, раннего железного века и средневековья. На территории заповедника также находятся археологические памятники эпохи неолита, бронзы, раннего железного века и средневековья.

Все эти факторы, равно как и понимание того, что это ещё и места жизни и творчества выдающегося писателя, самородка казачьей культуры в современных условиях – Анатолия Калинина – предопределили учреждение 25 февраля 1988 года Раздорского этнографического музея-заповедника.

Территория музея-заповедника составляет 3650 га. В состав музея входят три старинных казачьих поселения, составляющих основные структурно-планировочные зоны: станица Раздорская, хутор Пухляковский, хутор Каныгин и остров Поречный, а также отдельные участки ценного ландшафта.

Станица Раздорская, основанная в первой четверти 18 в., является ядром музея-заповедника, где сосредоточены основные федеральные памятники истории и культуры. Она сохранила планировочную структуру улиц, тянущихся вдоль берега Дона и основные типы зданий, характерных периоду развития станичного центра 18-19 вв.

На острове Поречный (662 га) в 16 в. был расположен Раздорский городок, утраченный в настоящее время, первый укрепленный опорный пункт, первая «столица» донских казаков (примерно с 1509 гг.). Он был обнесен тыном (оградой из плетня) с земляными валами. Основным типом жилища являлись землянки.

Хутор Каныгин (1788 г.) один из наиболее сохранившихся целостный комплекс казачьей архитектуры конца 19 – начала 20 вв., – типично казачий хутор, с сохранившейся майданной площадью, украшением которой является Рождество-Богородицкая церковь, построенная в 1879 году.

Хутор Пухляковский (1780 г.) (Собаченский до 1905 г.) частично сохранил в своей восточной части характер и масштаб усадебной казацкой застройки конца 19 – начала 20 вв. С хутором Пухляковским связаны жизнь и творчество писателя А.В.Калинина. По мотивам его романа «Цыган» здесь проходили съёмки художественных фильмов. Жители хутора хранят давние виноградарские традиции. Богатая культура виноделия представлена экспозиции и этнографических программах музея-заповедника. В картинной галерее хутора, созданной по инициативе и при непосредственном участии А. Калинина представлены работы донских и российских художников-живописцев, графиков, скульпторов.

Выставки


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!