История возникновения Раздорского городка

История возникновения Раздорского городка

Долгополов С.А.

Первое письменное сообщение о городке относится к августу 1571 года и связано с проездом Доном в Константинополь русского посланника Ишеина. Его сопровождали из Москвы до Азова Игнатий Кобяков и казачьи атаманы Мамин и Яковлев. В царской грамоте Кобякову предписывалось проводить Ишеина в Азов, а затем «…взгребсти вверх Дону о Раздорах Донецких» и там дожидаться государева указа, а атаманам Баламутову, Кошелеву и Носу – быть при Кобякове»[1].

Грамота указывает на название и значимость городка как главного центра казаков, подчёркивает важность его географического и военно-стратегического расположения. Из Руси и сопредельных государств «в казаки» как уже подчёркивалось выше, уходили двумя основными путями по рекам Дон и Северский Донец. В дельте реки Северский Донец эти пути пересекались и именно здесь на своеобразном острове, именуемом Раздорский, первоначально и селились казаки.

 

Карта-схема «Раздорский казачий городок, начало XVII века»

Представленная на выставке гипсовая карта-схема «Раздорский городок, начало XVII века (реконструкция)» наглядно демонстрирует месторасположение городка на острове в дельте реки Северский Донец.

«Протяжённость острова от нижнего устья Северского Донца до верхнего равнялась двадцати большим верстам. В поперечнике, в самом широком месте, он простирался на пятнадцать больших вёрст. Самое высокое место острова находилось у его нижней оконечности. Оно было не велико: в длину вёрст с пять, а в поперечнике около трёх. Здесь издавна помещался главный Раздорский городок – Нижние Раздоры…»[2].

От месторасположения городка, происходит и его название: среди различных значений слова «раздор» (легенды рассказывают о братьях атаманах, не поделивших турчанку-полонянку или о том, что между казаками и турками, татарами были постоянные ссоры-раздоры) в словаре В.И.Даля имеется и топографический, означающий разделение реки на протоки, разбитое на рукава устье, дельту[3]. Именно таковой и является дельта реки Северский Донец.

За сотни лет течение реки изменило конфигурацию некогда большого Раздорского острова и сегодня Дон чётко вырисовывает контуры другого острова, который расположен напротив нынешней станицы Раздорской и называется Поречным. Именно здесь и располагался Раздорский городок.

«Раздоры был самый нижний городок на Дону в XVI веке – писал В.Д.Сухоруков. Он был тогда главным местом в казачьих владениях, и в нём имел пребывание войсковой атаман.

…Верховые казаки большею частию бродили по Волге и в улусах ногайских, а низовые собирались всегда в Раздоры и отсюда партиями и в совокупности отправлялись воевать Азов и разъезжали по морям Азовскому и Чёрному. Раздоры были главным сборным местом казаков, и тут всегда можно было найти многолюдство»[4].

История Раздорского городка ещё имеет много «белых пятен». В основном она известна по письменным источникам. Дополнить её, призваны археологические исследования на острове Поречный, где располагался городок, а также на территории самой станицы Раздорской, куда в первой половине XVIII века был «перенесён» казаками городок.

Начало археологических исследований с целью установления месторасположения Раздорского городка было положено в 1950 году. Экспедиция под руководством доцента исторического факультета Ростовского государственного университета З.А.Виткова, провела археологическую разведку.

З.А.Витков в своём «Отчёте» сделал вывод: «Проведёнными работами было установлено, что городок располагался в юго-западной части острова и примыкал к правому берегу старого русла Дона, служившего естественной границей и оборонительным рубежом для городка с юга. Границей городка на востоке, севере и западе служил ерик Артёмчик. С востока территория городка прикрывается Перекопским озером и Перекопом, расположенных примерно в 250 – 300 метрах от ерика Артёмчик.

Отсутствие культурных отложений, современных казачьему городку, следует объяснить большими периодическими наводнениями, заливавшими остров и унесшими все культурные остатки. Для суждения о характере этих наводнений достаточно привести один только факт. Во время большого наводнения 1917 года вода унесла большой каменный крест, поставленный жителями станицы Раздорской на месте древнего городка. Этим объясняется и отсутствие подъёмного материала на территории городка.

Работы экспедиции подтвердили существование на острове казачьего городка, определили его границы и оборонительные сооружения, что в условиях положения острова, заливаемого водой, является максимумом того, что можно достичь разведочными работами»[5].

В последующие годы исследования проводились краеведом Л.Т.Агарковым, археологами Т.Д.Белановской, В.Я.Кияшко и др.

С созданием в 1988 году Раздорского этнографического музея-заповедника, археологические исследования получили своё продолжение: в 1991 году проведена археологическая разведка под руководством В.Н.Кузьмина; с 1992 года исследования проводятся под руководством А.Р.Смоляка.

В результате археологических исследований на острове Поречный, в окрестностях станицы Раздорской были открыты памятники, относящиеся к эпохам каменного, бронзового и железного веков, средневековья. Тем самым они позволяют проследить процесс заселения и освоения Нижнего Дона разными народами, в том числе и казаками, основавших Раздорский городок.

Легенды и предания, письменные источники донесли до наших дней сведения о славных исторических событиях, связанных с Раздорским городком – о пребывании в нём знаменитых атаманов XV-XVII веков: Ермака Тимофеевича, Михаила Черкашенина, Смаги Чершенского, Епифана Радилова, Ивана Каторжного, Михаила Татаринова и других.

Ещё в 1930-х годах на восточной окраине станицы, напротив острова Поречный находилась «Ермакова роща». По преданиям, в ней Ермак Тимофеевич с казаками-дружинниками делал струги для своих знаменитых походов по Дону и Волге.

Путь Ермака в Сибирь начинался с Дона. Недаром, летом 1893 года станицу Раздорскую посетил великий русский художник В.И. Суриков. Образы казаков станицы – Арсения Ковалёва и Макара Агаркова послужили прототипами Ермака и его сподвижника есаула Ивана Кольцо для написания картины «Покорение Сибири Ермаком»[6].

В письменных источниках конца XVI века Раздорский городок упоминается несколько раз. Как указывает Н.А.Мининков: «Одним из самых главных казачьих городков являлись в то время Донецкие Раздоры, расположенные при впадении в Дон Северского Донца. На этот счёт имеются косвенные свидетельства. Так в 1584 году посол Борис Благово доносил в Москву, что он велел посольские «суды взогнати вверх до Раздоров» от Азова, «и велел те суды приказати атаманом донским». Таким образом, Борис Благово, прошедший весь Дон сверху донизу и видевший многие городки, считал, что именно в Раздорах, скорее всего – в Нижних, было местопребывание тех, кого он называл донскими атаманами. Едва ли атаманы из Раздор были в 80-х и 90-х годах во главе всего казачества. Но, несомненно, то, что Раздоры являлись одним из важнейших на Дону центров»[7].

В грамоте царя Фёдора Иоанновича от 31 августа 1584 присланной атаману Ивану Кишкину с посланником Борисом Благово, ехавшим в Константинополь, царь повелевал казакам прекратить все ссоры с азовцами, дабы не препятствовать благополучному проведению переговоров, и быть на Дону миру до тех пор, пока посланник не возвратится из Константинополя в Азов. Казакам поручалось при его возвращении проводить до г. Ряжска, «… а какие именно низовые атаманы и казаки останутся от Азова до Раздоров, дожидать нашего посланника, о тех пришлите к нам список, и мы наградим их нашим жалованьем…». В.Д.Сухоруков полагал, что в то время ниже Раздор по Дону до самого Азова казачьих городков ещё не было[8].

Н.А.Мининков в своём исследовании пишет о Раздорском городке «… в 1586 году этот городок вновь был особо выделен правительством среди прочих казачьих поселений. Послу В.Биркину, следовавшему в Азов, вменялось в обязанность оставить «в Раздорах Донецких» или «в котором месте пригож» сына боярского, чтобы тот «поджидал от царя Саадат Кирея вести». В Москве, следовательно, считали, что на Дону Раздоры занимают особое положение и именно в этом городке сын боярский мог бы наилучшим образом выполнить ответственное поручение»[9].

Из грамоты 1587 года известно, что царь Федор Иоаннович убеждал ногайских князей, соединясь с российским войском на Дону у Донецких Раздор совместно выступить против крымских татар[10].

Следующее упоминание Раздорского городка относится к царской грамоте от 21 марта 1592 года переданной на Дон послом Григорием Нащокиным, который с посольством направлялся в Константинополь.

Как пишет В.Д.Сухоруков «Царь, вручив Нащокину грамоту к султану и дав нужные наставления 6 апреля 1592 года, отправил его из Москвы. Нащокин плыл Доном до (нижних) Раздоров спокойно и с приличными званию его почестями; тут (в Раздорах) собралось тогда множество казаков для встречи товарищей своих, отправлявшихся с атаманом Жегулиным на поиски по Азовскому морю. Не дошед до Раздоров за три версты, посол остановился на Гостином (Гостине) острове и на другой день, т.е. мая в 31 день, послал в Войско атамана верховых казаков Вишату Васильева с товарищи звать атаманов и казаков для выслушания государевой грамоты»[11].

В грамоте царь указывал казакам «…как Григорей Нащокин пойдёт в Азов, и вы б его провожали, а после как Азов пройдёт …вы б были с нашим сыном боярским с Петром Хрущовым на Дону в Раздорех, в которых местех пригоже…», то есть в главном городке донских казаков[12].

Царь повелевал казакам «… дожидаясь возвращения посла заключить мир с азовцами, прекратить набеги на турецкие области и отдать Нащокину всех находившихся у них турецких пленных, обещая за них заплатить. В случае же ослушания царь угрожал казакам опалою, отправлением на них сильной рати и построением на Дону (на Раздорах) города»[13].

Прибыв в Константинополь Нащокин склонил турецкого султана к мирному договору с русским царём. Хотя сделать это ему было не легко. Причиной тому были продолжавшиеся на Дону военные действия казаков с турками. Послу так же было сказано, что в 1592 году крымский хан, жалуясь на донских казаков султану, писал к нему, что «поставил де государь ваш новых четыре городы: близко Азова, на Маночи, да в Черкаской и в Роздорех, и из тех городков казаки, приходя, Азову тесноту чинят…»[14].

Царь Фёдор Иванович желая мира с султаном, в то же время считал казаков своими союзниками в борьбе с Турцией и в марте 1593 года, несмотря на сложность положения, всё же отправил на Дон с атаманом Ванюковым жалованье.

В ласковой и вместе с тем грозной грамоте от 20 марта 1593 года, царь писал казакам: «Ссоры ваши с азовцами препятствуют желанию нашему иметь союз с турками, и наш посланник (Нащокин) претерпел через то в Константинополе многие неприятности; но благоразумием своим успел склонить султана отправить к нам посла своего. Покажите теперь верную службу вашу, заключите союз с азовцами и лучше терпеливо сносите от них обиды, но их не трогайте, по крайней мере, дотоле, пока приедет к нам турецкий посланник. Если же не послушаетесь, положу на вас мою опалу, не дозволю бывать в Москве и пошлю на низ Доном к Раздорам большую мою рать, на Раздорех велю поставить мой город и вас сгоню с Дону»[15].

В.Н.Королёв считает, что один из четырёх новых казачьих городков, построенных в 1592 году, городок «в Роздорех» это – Верхние Раздоры (Бабский)[16]. Располагался городок чуть выше Нижних Раздор так же на одном из островов в дельте реки Северский Донец.

В.Н.Королёв в своём исследовании убедительно доказал, «…что Нижние Раздоры – это знаменитый Раздорский городок…», и «…город Аксай, а до этого Аксайская станица не носили такого названия».

Надо отметить, что среди различных названий приписываемых Аксайскому городку встречается и название Атаманский городок, что указывает якобы на его главенство среди других городков.

Такие исследователи, как С.Г.Сватиков и И.Ф.Быкадоров считали, что Атаманский был первой столицей донского казачества, ещё до Раздор. По утверждению В.Н.Королёва: «Это мнение оказывается ошибочным: первым известным центром казаков были всё-таки Раздоры…; затем центр переместился в Монастырский городок»[17].

Следовательно, Аксайский городок какие бы ему не приписывали названия никогда не был главным городком казаков на Дону.

Вывод В.Н.Королёва наглядно подкрепляется архивными документами. Так в первом известном списке казачьих городков датированным 1593 годом («Роспись от Воронежа Доном-рекою до Азова до Чёрного моря, сколько ведёт и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городкех») и во втором списке датированным 1594 годом («Роспись казачьим городкам, которые стоят на Дону, с верховья от Воронежских вотчин») показаны городки расположенные ниже Раздор.

В первом списке названы следующие низовые городки: Бабей, Верхние Раздоры, Нижние Раздоры (нынешняя станица Раздорская – С.Д.), Бесергенево, Манок, Черкасской, Монастырский Яр, Стыдное имя; во втором: Раздоры Верхние, Бабы, Семикаракоры, Раздоры Нижние, Бесергенев, Маночь, Черкасской, Нижней, после чего идёт фраза: «Самой нижней последней от Азова в 20 верстах»[18].

Название городка Верхние Раздоры просуществовало не долго, и впоследствии за ним закрепилось новое название Бабский. Название Нижние Раздоры так же не долго просуществовало. На это указывают карты голландцев Гесселя Герритса (1614 г.) и Исаака Массы (1633 г.). На картах отражено расселение казаков по Дону при Борисе Годунове (1598-1605 гг.) и на них среди прочих городков …Бабей, Семикаракор, следующим городком показан городок Раздоры[19]. С этого времени в последующих письменных источниках только этот городок стал называться Раздорами или Раздорским городком. Название его и унаследовала нынешняя станица Раздорская.

К сожалению письменных источников с описанием казачьих городков сохранилось крайне мало.

Простые по конструкции, внешне непритязательные, сплетенные из прутьев казачьи укрепления служили надёжной им защитой и в случае разрушения могли быть быстро восстановлены. Их временность не располагала к заботам о красоте, не помышляли казаки и об удобствах. В домах своих, как писал В.Д.Сухоруков, они старались иметь только приют и защиту от непогоды, полагая, что нарядные строения привлекут к ним жадных неприятелей[20].

В 1682 году казаки в ответ на угрозу крымского хана разорить городки так их описали: «Мы люди не богатые, городки наши не корыстны, оплетены плетнями, и обвешаны тернами, а надобно их доставать твёрдо головами, а стад у нас конских и животинных мало, даром вам в дальний путь забиваться…».

В другой грамоте казаки сообщают: «Пускай пламя набегов, сожжёт городки наши, через неделю заплетём новые плетни, набьем их землею, покроем избы, и городок готов. Скорее враг устанет сжигать наши жилища, нежили мы возобновлять их»[21]. Или другое, крайне скупое сведение о возведении казаками городка: «…И вал метали, и рвы копали, и палисад ставили …».

П.С.Балуев так написал о казачьих городках: «Это были маленькие крепостцы или острожки, обнесенные вокруг стеною из двойного плетня или двойного палисадника, внутри набитых землею, отчего и получили название городков. В городках помещалось весьма немного домов, наиболее предназначенных для хранения имущества»[22].

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший на Дону в период декабря 1666 – начала января 1667 годов сделал описание десяти казачьих городков, среди которых был и Раздорский («Большая крепость Токай-Керман»): «Это также деревянная крепость на берегу Дона, прочная вследствие своей шестиугольной формы. Крепость же маленькая. В ней расположено до 50 крытых тростником и камышом злополучных жилищ…»[23]. Надо отметить, что в тот период Раздоры были уже рядовым казачьим городком.

Таким образом, взяв за основу известные описания казачьих городков, внутреннее их устройство можно представить следующим образом: за тыном или плетневой оградой, дополняемой валами и рвами, плотно лепились друг к другу простые неказистые землянки, полуземлянки, сооружённые из плетней, обмазанных речным илом или глиной с кизяком – ещё без дворов (базов) и хозяйственных построек. В центре городка обычно ставилась большая «становая изба» на несколько «односумств» (групп по 10-20 казаков с единым имуществом).

Перед такой избой или куренём на площади – майдане обычно созывался казачий круг. Как правило, в «становой избе» жили холостые казаки. Жилища семейных казаков представляли собой однокамерные постройки без окон с открытыми очагами в виде ямки, выложенной камнями на земляном или глинобитном основании. Дымовое отверстие служило освещением в дневное время, а на случай непогоды закрывалось обычно куском дёрна или пучком сена. Подобные временные или сезонные жилища по мере уменьшения военной опасности уступали место добротным срубным домам на каменном или деревянном фундаменте.

 

Примечания

[1] Балуев П.С. Исторические и статистические описания станиц и городов посещаемых г. военным министром при объезде его превосходительством Области Войска Донского в 1900 году. Новочеркасск, 1900 г. С. 126.

[2] Козаченко А.С. Пространственная культура казаков Нижнего Дона конца XVI-XVII вв. Ростов-на-Дону, 2000 г. С. 14.

[3] Витков З.А. Отчёт об археологической разведке Раздорского казачьего городка Ростовской области. 1950 г. // Институт археологии АН РФ, Москва. С. 6.

[4] Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. Ростов-на-Дону, 2001 г. С. 101.

[5] Витков З.А. Указ. соч. С. 11-17.

[6] Агарков Л.Т. Сердце донское. //Звезда Придонья. Усть-Донецкий, 1989. 16 мая.

[7] Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов-на-Дону, 1992 г. С. 109.

[8] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 73.

[9] Мининков Н.А. Указ. соч. С. 137-138.

[10] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 71.

[11] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 79, 82.

[12] Мининков Н.А. Враги или злодеи? // Родина. Москва, 2004 г. № 5. С. 70.

[13] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 79.

[14] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 87.

[15] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 87.

16] Королёв В.Н. Городок стыдное имя. // Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника. Ростов-на-Дону, 2003 г. С. 60.

[17] Королёв В.Н. Указ. соч. С. 62.

[18] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 101.

[19] Мининков Н.А. Указ. соч. С. 161-163.

[20] Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях. // Русская старина. СПб., 1824 г. С. 5.

[21] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 5.

[22] Балуев П.С. Указ. соч. С. 156.

[23] Эвлия Челеби. Книга Путешествия. Москва, 1979 г. Вып. 2. С. 184.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!